Предупреждаю: то, что написано ниже - не мое, и вывешено с разрешения пользователя ЖЖ под ником anya_g. Данный пост и дискуссия по нему полностью доступны на ЖЖ в сообществе zvizd_jozhiki. Приятного чтения!
Диагноз Энакина с точки зрения психиатрии
Давайте попробуем оценить состояние Энакина Скайуокера с точки зрения психиатрии. Критический период здесь такой: с момента спасения Палпатина до перехода на Темную сторону.
Диагноз можно поставить следующий: НЕВРАСТЕНИЯ ярко выраженная, в тяжелой стадии.
Неврастения - одна из разновидностей неврозов (группа обратимых нервно-психических расстройств). Она еще порой называется нервным истощением. Неврастения возникает на фоне тяжелых психических нагрузок в сочетании с чрезмерно напряженной работой и различными физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха, недостаточное питание и пр.).
Посмотрим на ситуацию Энакина. Он еще совсем молодой человек, почти мальчик, а при этом ему приходится бесконечно, без перерыва воевать, воевать и воевать, его вовлекают из одной военной операции в другую, не давая никакой передышки. Как свидетельствуют всяческие дополнительные материалы, в частности мультик «Клонические войны», на операцию по спасению Палпатина Энакина бросили непосредственно с какой-то другой предыдущей операции; дома же, в нормальной обстановке, он не был пять месяцев. То есть в данном случае имеются в наличии и хроническое недосыпание, и отсутствие отдыха, и все прочие факторы, подходящие под классификацию «физиологические лишения».
Затем Энакин практически в одиночку проворачивает операцию по спасению Палпатина (Оби-Ван почти все это время находится в отключке, и помимо Палпатина Энакину приходится в нагрузку спасать еще и Оби-Вана), которая завершается героической экстремальной посадкой гибнущего крейсера. Ежу понятно, что из-за всего этого Энакин испытал огромные психические нагрузки. А если вспомнить еще и убийство графа Дуку, то станет понятно, что он испытал не только непомерные психические нагрузки, а еще и психическую травму.
Во всем мире для людей, испытавших подобные психологические + физические нагрузки, предусмотрена специальная реабилитация. Во всех странах существуют специальные психотерапевты для полицейских - и даже специальные клиники, куда их укладывают на время после особых стрессов (даже у наших ментов есть программы психологической помощи). Психотерапевты помогают в обязательном порядке и людям других профессий - МЧСовцам, железнодорожникам (если они случайно кого-то переехали и заработали стресс) и пр.
Но даже намека на такое мы не видим у джедаев. Энакин возвращается на Корускант после долгих месяцев отсутствия, измученный физически и психологически, но ему никто даже и не предложил отдохнуть, расслабиться, взять отпуск, съездить в санаторий; вместо этого он сразу попал в водоворот политических интриг, и никто не сделал ему снисхождения. А ведь он совсем молодой (Оби-Ван в его возрасте был еще падаваном) и – это всем известно - очень эмоциональный, лабильный (т. е. его настроение неустойчиво, изменчиво). Этого нельзя было не учитывать!
(А ведь тут еще это известие о беременности Падме и куча переживаний в связи с тем, как им теперь быть, как строить отношения, как жить, как все это соотносить с их статусом и пр. и пр.)
Я просто поражаюсь. У джедаев такая замечательная медицина. Но почему, почему они при таком развитии не имеют штатных психотерапевтов и службы психотерапевтической помощи?? Неужели они думают, что всю психотерапию должна заменить их дурацкая медитация по рецепту флегматичного Йоды?? Медитация – это хорошо, но человеку с психической травмой нужны более мощные средства помощи, ему нужен психотерапевт, а в запущенном случае – и психиатр. Джедаи идиоты, потому что не обратили никакого внимания на психическое состояние Энакина (а если обратили, то махнули рукой и списали это на не поддающиеся корректировке особенности его характера). А зря. Потому что в результате он заработал НЕВРАСТЕНИЮ.
Один из главных и постоянных признаков неврастении - нарушение сна. Сюда входят затруднение засыпания, поверхностный или неосвежающий сон и - что самое главное - тревожные и/или кошмарные сновидения. Что мы у Энакина в первую очередь и наблюдаем.
Прочие признаки наблюдаются тоже. Сначала преобладают признаки, характерные для т. н. астенического синдрома:
- повышенная возбудимость, раздражительность плюс утомляемость и быстрая истощаемость
- утрачивается способность контролировать внешние проявления эмоций
- расстройство внимания
Вот пример клинического проявления этих симптомов. Как описано в книжке, Энакин все время готов взорваться, настолько он постоянно «на взводе», и еле-еле себя сдерживает. Характерна сцена в Совете джедаев, когда он в первый раз присутствовал там: он все же взорвался, когда узнал, что его не сделали магистром; потом с огромным трудом утихомирил свое раздражение, а к концу заседания совета он уже был выжат, как лимон, истощен абсолютно, хотя, в принципе, он ничего и не делал; внимание же его в процессе заседания было совершенно отвлечено. Энакин срывает раздражение даже на любимом человеке – Падме.
Еще один признак: болезненная непереносимость громких звуков, шума, яркого света, резких запахов. Энакин, в частности, очень остро реагировал на яркий свет в кабинете Палпатина, когда приходил к нему.
Затем неврастения развивается и усиливается.
Появляются:
- подавленность
- депрессия истощения: мрачность, вялость, безразличие, бессилие
Все это можно разглядеть у Энакина, когда он окончательно запутывается между Палпатином и джедаями. «Меня уже тошнит от всех вас», - безразлично и подавленно говорит он.
Также наблюдаются вегетативно-соматические явления. Такие, как:
- снижение или исчезновение аппетита. Энакин сам признается Палпатину, что он даже не помнит, когда в последний раз ел.
- головные боли, сердцебиение, головокружение и прочая соматика.
Когда ситуация развивается по нарастающей и Энакин начинает разрываться между Палпатином и джедаями (и еще все время думает о Падме), у него начинаются постоянные головокружения, он действует, как в тумане. Когда события подходят к своей кульминации, Энакин уже явно выглядит больным для любого наблюдателя. «Ты выглядишь больным», - так и говорит ему Палпатин. Когда Энакин прибегает к Винду сообщить, что Палпатин – ситх, он уже просто в невменяемом состоянии: его глаза красные, лицо опухло, он едва стоит на ногах и держится за косяк, чтобы не упасть.
В этот момент уже любой сторонний человек поймет, что юноша болен, что ему нужна помощь, что его надо немедленно лечить. В эту минуту немедленно требовался психиатр (а также уже был необходим и просто терапевт, потому что уже слишком сильно развились вегетативно-соматические явления: надо было дать сердечных капель, измерить давление и пр.). Однако у джедаев это не принято. Поэтому Винду оставляет больного мальчика одного и уходит. Вы представляете, каково это – оставить в одиночестве, без всякой поддержки и помощи человека в острой стадии невроза, с нервным срывом??
Только одно существо на всем белом свете пожалело Энакина; только одна джедаиха джедайка Шаак Ти, увидев больного мальчика, сразу поняла: «Энакин болен, ему надо в лазарет...» (Она увидела внешние, соматические проявления болезни – но и то хорошо, Энакину была бы оказана если не психиатрическая, то хотя бы простая терапевтическая помощь.) Однако в тот момент уже было поздно. В тот момент Энакин уже шел спасать Палпатина от Винду. (А если б он был под присмотром в лазарете, куда вообще-то его должен был немедленно отправить Винду, – никуда бы он и не рванул, ему дали бы успокаивающего – и он бы расслабился и заснул...) Итак, к тому времени, когда добрая Шаак Ти увидела Энакина, уже было поздно. В тот момент Энакин уже самостоятельно принял решение – то решение, которое избавляло его от мучившей его неврастении, которое избавляло его от факторов, вызывающих неврастению. Ему никто не помог – так он помог сам себе.
Он решился, он перешел на Темную сторону – и только тогда он избавился от своего изматывающего невроза. Там, на Темной стороне, ему помогли и его поддержали. А если бы его вовремя подлечили свои – возможно, ничего бы и не случилось.
Но джедаям было слабо.