Этот пост я целиком посвящаю
ДЖОКОНДЕ Леонардо да Винчи.
Один китайский поэт, живший во времена династии Сун полагал, что в мире есть три вещи, созерцать которые прискорбнее всего:первое - это дурно воспитанные юнцы, второе - первосортный чай, когда он неподобающим образом заварен,третье же - НАСТОЯЩЕЕ искусство,когда нет знатоков, способных его по достоинству оценить.Я приведу некоторые высказывания:
"Про этот портрет Леонардо написано уже достаточно много.Из всех тайн, которые со всех сторон обволакивают Мону Лизу, самая большая заключается в том,кем была эта женщина на самом деле.Была ли она по утверждению биографа Леонардо Джорджо Вазари,донна Элизабетта, жена дворянина Франческо дель Джокондо?Или же, как пишет в своей книге "Сублимация Леонардо дв Винчи" доктор Реймонд Стейтис, это была маркиза Мантуанская Изабелла де Эсте? Или добрая приятельница Джулиано де Медичи Пачифика Брендано, или какая-то из бесчисленных любовниц Карла Амбуазского?Вполне правдоподобно, что Мона Лиза - это обобщенный портрет всех женщин, которых Леонардо когда-либо знал:его матери, жен и любовниц флорентийских аристократов,крестьянок и проституток, которых он наблюдал долгими часами и делал зарисовки.А может правы специалисты, которые утверждают,что Джоконда - это весьма необычный и странный автопортрет?
Доктор Лилиан Шварц("Пособие по компьютерным технологиям для художников") вооружившись самой современной технологией компьютерного моделирования,включая сверхточные измерения масштабных соотношений и центровку осевых линий, попыталась сопоставить "Мону Лизу" с единственным дошедшим до нас автопортретом Маэстро, который был нарисован красным мелом в 1518 году.По словам доктора Шварц "простого наложения рисунков оказалось достаточно, чтобы сплавить оба изображения воедино: относительно местоположения носа,рта, подбородка, глаз и лба в точности соответствовали друг другу. Оставалось лишь слегка приподнять уголок рта, чтобы получилась таинственная улыбка..."
Отсюда Шварц сделала вывод, что моделью для этой беспрецедентно знаменитой картины был не кто иной, как Маэстро собственной персоной.Возможно, "Мона Лиза" была ПОРТРЕТОМ ДУШИ Леонардо.
ТАЙНА улыбки Моны Лизы такова, что на протяжении всех последующих веков ради нее были пролиты потоки чернил.Серж Брамли именует ее "ЖЕНСТВЕННЫМ ЭКВИВАЛЕНТОМ ХРИСТА".Уолтер Партер ("Ренессанс") усматривает в ней сокровенное свойство "красоты, сотворенной из самых глубин плоти и на поверхности плоти, которая в каждой клеточке и в каждом мазке - суть хранилище неведомых мыслей, фантастических грез и изысканно- сильных страстей".По словам Фрейда, Мона Лиза - это " наиболее совершенное воплощение контрастов, господствующее над любовной жизнью женщины..."Ее улыбка возникает в самой ТОЧКЕ пересечения Добра и Зла, сострадания и жестокости, совращения и невинности, мимолетного и вечного. Она являет собой западный эквивалент древней китайской символики ИНЬ и ЯНЬ.
Картина написана в манере SFUMATO (это особая манера, которая была характерной отличительной чертой всех картин Леонардо - это живопись, полная тайны и словно бы подернутая волшебной дымкой)
В Джоконде принцип SFUMATO достиг своего наивысшего воплощения.Это соответствует состоянию неопределенности, характерному для просветленного Даоса или самого Леонардо."
/Майкл Дж. Гелб " Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи"/
"На этой картине женский принцип проявляется совершенно уникально, не как Богиня НЕба или Мать-Земля, а как человеческая душа, в которой небесное и земное образовали новое единство. В ней есть что-то двусмысленное и неопределенное, неуловимое и мистическое, завораживающая таинственная чувственность, но с таким же успехом можно сказать, что она содержит ответы на все эти вопросы.
Эта женщина, так странно расположившаяся у воды,выражает желание, к которому на протяжении тысяч лет шли мужчины.Вот ее голова, в которой наступил "полный конец света", вот ее слегка утомленные веки.Это - обретшая плоть ВНУТРЕННЯЯ красота, вместилище странных мыслей, фантазий, мечтаний и необычных страстей. Поставьте ее на мгновение рядом с этими белыми греческими богинями или красавицами античности, - и они испугаются этой красоты, в которой есть душа со всеми ее недугами!Здесь запечатлены все мысли и ощущения мира, здесь они получили возможность придать утонченность и выразительность внешней форме,анимализму греков, похоти римлян, мистицизму средневековья с его духовными устремлениями и воображаемой любовью,возвращению язычества, грехам Борджиа.Она старше камней, накоторых сидит; подобно вампиру - она умирала много раз и знает тайны могил; она погружалась в морские глубины и хранит в себе их сумрак;вместе с восточными купцами она путешествовала в поисках новых тканей;она была Ледой - матерью Елены Троянской, и Святой Анной - матерью Мариии....Мечта о вечной жизни, объединившая десять тысяч ощущений,- древняя мечта. А современная философия понимает идею ЧЕЛОВЕЧНОСТИ как идею, подводящую итог всем направлениям и образам жизни и основывающуюся на них. Госпожа Лиза конечно же может считаться воплощением древней мечты, символом современной идеи.
То связующее и неопределенное, нежное и жестокое, далекое и близкое, актуальное и в то же время - вневременное, что Патер обнаружил в этой почти магической картине, почти полностью соответствует АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ДУШЕ - ОБРАЗУ Женского начала, " АНИМЕ", впоследствии открытой психоаналитиками.И это очень важно, что именно Леонардо, освободившись от реальности всех земных связей, сумел вызвать на поверхность образ женской души. В " Моне Лизе", бессмертная возлюбленная предстала перед ним как София, как неосязаемая и трансцендентальная спутница мужчины.
По гностицизму Валентина, " Душа Мира родилась из улыбки Софии"А из улыбки Моны Лизы родилась душа современного человека, в которой соединились мадонна и ведьма, земное и божественное.
Перелом, произошедший с Леонардо в результате встречи с Моной Лизой,привел к тому, что в его жизни Эрос победил Логос, любовь победила знание. Слова " любовь побеждает все", банально звучашие в устах любого другого человека, для Леонардо, который считал, что любовь рождается из знания, означало новое откровение"
/Э.Нойман "Леонардо да Винчи"/
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Jedi 2 - по поводу слова АНДРОГИН :
Природа истинного Я человека биполярна: каждый мужчина в душе несет образ женского существа как своего дополнения. Каждая женщина тоже имеет глубоко внутри образ мужчины, который полностью ей соответствует.
Этому соответствуют слова Апостола Павла:" Впрочем не муж без жены , ни жена без мужа , в Господе"
Речь здесь идет об Едином сознании пары - Андрогинном сознании. Так вот, Леонардо обладал этим единым сознанием, но будучи мужчиной - попытался выразить свою "вторую половинку" через свое искусство.
К тому же считается, что само зачатие Леонардо да Винчи было результатом какой-то редкой генной мутации.
Сочетание генов настолько уникально, что о Леонардо нужно говорить как о прототипе Совершенного человека.А это человек с сознанием, природа которого андрогинна, т.е. в одном существе интегрированы оба принципа - и мужской, и женский(анима + анимус по Юнгу). Это наше будущее - и Леонардо это показал.
Природа Христа также андрогинна(вернее, нужно сказать наоборот). Поэтому ассоциация Марии- Магдалины с Софией -Мудростью вполне правомерна.Андрогинность сознания не мешает каждому быть полноценным мужчиной и женщиной.
Проблема в том, что наверное у Леонардо не было " второй половины" на Земле в это время - поэтому его одиночество -это одиночество ГЕНИЯ, который родился слишком рано...
Джоконду Леонардо можно считать тестом для каждого на предмет наличия души, т.к. ее архетипичность позволяет каждому мужчине найти в ней отголоски своей второй половины.Любопытно,что некоторые мужчины в ужасе от этой картины, а некоторые впадают в полную прострацию. Я сама была не раз свидетелем этого, т.к. у меня дома давно уже висит ее репродукция(дешевая, но это неважно - все равно влияние оказывает!)
Интересно, что мой муж, например видит в ней пейзаж(о пейзаже вообще разговор особый) - и я знаю, почему
