Mass Combat.
Почитал я его. Правда вскольз, но впечатлён сразу же не был, так как некоторые моменты сильно разочаровали. А именно механика использования Юнитов. В кратце, как я понял из книги, для того, чтобы вести масс-битву нужно выполнить несколько условий.
Во-первых, построить всё и вся в эти самые юниты. Что из себя представляют эти Unuits описано на стр. СW95. Но увы, там не сказано, сколько там должно быть персонажей и т.п. Хотя при образовании Squad описано, что это зачастую 3-4 персонажа. Сама идея делать Units достойна уважения, но не в данном случае. Способ создания их из превалирующего типа боевой единицы, фактически создаёт новое существо:
- Свои HP, урон модифицируется (приобретает модификатор урона х2, становится атакой со Splash характеристикой (стр. CR155), даже Melee атакие становятся Area атаками), Damage Threshold, DR... В общем проще сказать, что не меняются умения, инициатива, бонусы к атаке;
- "Смерть" подобного Unit'a (состояние - 0HP) определяет то, что Unit обязан на следующем своём ходу расформироваться в отдельные персонажи, из которых оно состояло. То же самое происходит, когда командир расформировывает своё Unit по желанию. И такие индивидуальные персонажи уже подчиняются обычным правилам Combat против "существ" (Unit), созданных по правилам Mass Combat. Т.е. фактически, для Вашего персонажа надо просто скакать по Unit'ам, чтобы добраться до фронта, а там может быть и до ГлавГада, так как смерть такой боевой единицы лишь разъединит её на составные (индивидуальные персонажи);
- Количество персонажей в Unit и их индивидуальность никаким образом не влияет на характеристики Unit'a в целом. Смотрится количество однотипных существ, которых больше и на базе них строются характеристики (недайбох, оказаться в Unit'e 5 клонам с 26 крысами). Иными словами, будь у вас Unit из 5 клонов (в Unit'e должно быть "large group of..", что не даёт точно понять - "сколько"), он был бы равен по характеристикам 45 клонам в Unit'e. Последствия таких расчётов как минимум можно назвать мало-реалистичными.
Это мне напомнило игру на Sega - Dune: the Battle for Arrakis. Когда уничтожает маленькое подразделение из пехонтинцев противника (2-3 человечка), а после его смерти, возможно останется, а может и нет 1 человечек, который будет потом ещё докучать, или когда при взрыве большого здания, остаются ещё несколько человечков и начинают незамедлительно атаковать.
Система Mass Combat, когда фактически делаешь новых существ на поле битвы и никто не умирает сразу после убийства такого существа (лукавлю конечно, предусмотрено правилами, что если урон был нанесён по Unit превышающий Threshold этого юнита и одновременно вгоняющее его в 0 HP, то все они получают урон равный минимальному Attrition значению (см. правила на стр. CW96) вполне соответствуюет для игры для детей. Но более приближённым в этом плане и более развитым, разумеется останется для меня Warhammer.
Во-вторых, не будет описано, но оно есть.