Режиссер: Крес Уэйтц
В ролях: Николь Кидман, Дакота Блю Ричардс, Дэниель Крэйг, Ева Грин
Сценарий: Крис Уэйтц (по роману Филипа Пуллмана «Темные начала: Северное сияние»)
Описание timeout.ru
Продюсер и режиссер Крис Вейтц был одним из создателей идиотской комедии «Американский пирог». Теперь за ним прочно закрепилась слава пошляка, и никому уже нет дела до того, что Крис вообще-то закончил Кембридж. Но вот гуманитарные знания Вейтца наконец пригодились. Его новый фильм «Золотой Компас» поставлен по трилогии Филипа Пулмана (точнее, лишь по первому ее тому «Северное сияние»), где футуризм переплетается с гностицизмом и бытом старой Англии. Правда, в этой альтернативной Англии не было Реформации, и всеми делами до сих пор заведует Церковь, чей Жертвенный Совет ради каких-то неясных изуверских экспериментов похищает детей. Один из похищенных — Роджер, друг главной героини, девочки Лиры, которая живет в Оксфорде под присмотром ученых. Чтобы найти Роджера, Лире приходится отправиться на Северный полюс, где она и попадает в водоворот событий космического масштаба.
Экранизация «Северного сияния» полыхает огнями и сверкает звездами. В непростой роли лорда Азриэла, ученого, бросившего вызов самому Создателю, выступает Дэниел Крейг, его соперницу, аппаратчицу-клерикалку миссис Колтер, сыграла недавняя партнерша Крейга по «Вторжению» Николь Кидман, выбранная на эту роль Пулманом еще 10 лет назад. В роли ведьмы-лучницы Серафины Пеккалы — подруга Крейга по «Казино Рояль», зеленоглазая красавица Эва Грин. Еще в фильме будут жестокие бои бронированных полярных медведей, эскадроны летающих ведьм и аэростаты — словом, все (включая почти двухсотмиллионный бюджет), чтобы стать главным блокбастером зимы. Лишь бы сценарий не подкачал.
А такая опасность есть. Трилогия «Темные начала» — не обычное детское фэнтези, не «Гарри Поттер» и уж тем более не «Хроники Нарнии». За радикальный мистицизм (Создателем тут называет себя ангел-узурпатор — отсюда и все беды) книга Пулмана была осуждена католической церковью. А фильму, несмотря на то что богоборческий запал романа постарались смягчить, американская Католическая лига заранее объявила бойкот.
Студия New Line Cinema была бы счастлива вообще убрать эту чертову идеологию из «Золотого Компаса», но Вейтц, который сам написал сценарий, прекрасно понимал, что фанаты разорвут его на части, если книгу превратят в простую рождественскую сказочку. В итоге Вейтц поклялся, что в играх со студией ему удалось отстоять пусть не букву, но еретический дух пулмановского оригинала. А так как писатель и сам участвовал в съемочном процессе, есть надежда, что бунтарскую метафизику все-таки удалось перенести на экран.
От себя хочу добавить:
Книга Пуллмана, по которой снят фильм, по запутанности схожа с «Властелином Колец» Толкина, однако других схожих моментов искать не стоит – это бессмысленно.
По фильму маленькой девочки есть задача «спасти детей» и она делает всё, чтобы выполнить её. Я согласен, в фильме очень много деревянных диалогов, которые смущают любого взрослого человека своей наивностью, однако проблема вовсе не в фильме и не в книге, а в людях – книга, и фильм, созданы для детей, и для них сложные диалоги смысла не имеют. Все дети смотрят за тем, как маленькая героиня стремится выполнить своё обещание, узнать правду и помочь тем, кто помогает ей. А все, кто старше лет так 14 с открытым ртом смотря на потрясающую графику, и понимают, что CGI персонажи уже близки к совершенству. Каждый зверь, и особенно медведи, имеют свой собственный вес от которого зависит их движение, скорость и ловкость. Скажу честно, в момент боя Йорека Бирнисона и ложного короля медведей у меня создалось впечатление, что создатели фильма использовали живых медведей. А, к примеру, обезьяна миссис Колтер и Пан вообще смотрятся как настоящие. Потрясающе смотрятся кадры, когда Пан на глазах перевоплощается в разных зверей в зависимости от эмоционального состояния своей хозяйки. Поразил меня и сам мир. Он же ведь параллельный. Архитектурные стили в их мире, как мне кажется, перебраны все, особенно их много в городе. Все костюмы напоминают одежду от начала 20 века и заканчивая 40 годами США. Жрецы, Самоеды, Цыгане – все они не на своих местах, не такие как у нас (первых и вторых у нас вообще нет). Великолепные актёры, особенно хороша Кидман. И конечно же дейманы, прекрасные духи, прекрасные спутники, я такого же хочу! Особенно порадовала финальная битва – красивый бой, не длинные, по натуральному неуклюжий и неравный в определённые моменты, нет никого бессмертного, ни кто не лихачит и ни кто не геройствует. Самым неожиданным моментом стало для меня окончание боя с королём медведей, как-то быстро и совершенно неожиданно. Мишку жалко, хоть и сволочь последний был. Ах да, вернусь к миру – техника, о эта техника. Машины, дережабли, поезда, а эта чудесная конструкция на которой летали главные герои – я просто в восторге.
Не смотря на то, что фильм детский, я ставлю ему 5 из 5. Скажу так – тем, кто любит тупое месиво в стиле «резни бензопилой», дешевый пафос в стиле «Хитмена», дешевки в стиле «Чужой против жищника» и иже с ними, этот фильм смотреть не рекомендуется во избежание душевных травм. А тем, кто любит добрые качественно сделанные фильмы, а так же кто хочет просто вспомнить детство, я рекомендую идти в кинотеатр уже сейчас.