Но почему именно ЗВ, почему столько фанов во всем мире, которые и смогли обеспечить жизнь EU, потребляя то, что выходит на рынок. В чем такая особенность ЗВ, что людям захотелось заглянуть дальше, раздвинуть рамки фильмов, знать подолжение истории жизни героев?
Отвечаю.
Почему одни произведения мировой культуры необратимо меняют судьбы людей, властно вторгаются в их сознание, заставляют возвращаться к ним снова и снова – а другие этим свойством не обладают?
Вспомним хотя бы самый показательный пример – отношение читателей к книге Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Изначально Профессор не рассчитывал прославиться своей книгой, как не рассчитывал прославиться из-за того, что курит свою трубку. Он просто начал записывать то, что приходило ему в голову о мире Средиземья. Издательство «Аллен и Анвин» сомневалось в коммерческом успехе книги. Но произошло необъяснимое - некоторое время спустя люди, прочитавшие книгу, стали делиться на два лагеря – обожающих «ВК» и ненавидящих его. Лагерь поклонников Толкина стремительно разрастался, люди жадно читали теперь уже все произведения оксфордского чудака. Толкин стал миллионером, хотя он, может, не понимал того, почему всех так затронула его история. Непонятно, ведь литература, рассчитанная на коммерческий успех, терпела фиаско в сравнении с «ВК».
Что же мы видим со «Звездными войнами»? Абсолютно то же самое. Лукас, насмотревшись японских фильмов и начитавшись японской литературы, развел европейские дрожжи на японской закваске. Просто начал записывать то, что приходило ему в голову о джедаях и не только. Лукас, по его признанию, долго не понимал – ну что такое нашли в его фильмах?!
А потом родился сценарий 4-го эпизода. Показательно, что крупные кинокомпании не хотели покупаться на бред малоизвестного режиссера, имевшего за плечами парочку странных фильмов. Решилась купиться на это только «20 век Фокс». Дали бюджет в 8 млн., 40% от кассовых сборов и объявили сумасшедшим. Ясно, что Лукаса напрягали эти финансы (как Толкина его скудный заработок). Напрягали и актеры. Очаровательная атмосфера бепардонности, царившая на съемочной площадке, бывала порой нашему демиургу сильно в тягость. Хорошо, хоть раскручен из актеров был только Форд, поэтому и не было безумного кидания понтов.
…Лукас на следующий день после премьеры был разбужен телефонным звонком, заставившим его включить ящик. Ящик показал странного вида личности, разбившие палатки перед кинотеатрами, размахивающие лампами дневного света (мля, почему меня там не было?!! Потому что в этом году меня только произвели на свет, ахсс).
Так рождаются вселенные.
«И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».
Когда-то, давным-давно Платон написал о первичных идеях, которые уже есть от сотворения мира.
Задача художника – уловить их и пересказать своими словами. Только тогда можно говорить о том, что произведение несет что-то, кроме просто словоблудия, только тогда адресата этого произведения проберет до самого последнего уголка души. Это и есть архетипы. (Вообще странно, что такая вещь произошла в сытой Америке, где, по моему глубочайшему убеждению, есть цивилизация, но нет культуры).
Произведения, отмеченные этой печатью, как правило, весьма живучи, порождают массу переложений, трактовок, пародий, подражаний, сломанных копий и оторванных в горячих спорах пуговиц.
Это евангельская история, это легенда о короле Артуре и святом Граале, о докторе Фаусте, Парсифале и замке Монсальват, Робин Гуде, Томасе Рифмаче, Лорелее и проч., и проч.
Можно выделить архетипические образ, предмет и ситуацию. Возьмем, к примеру, ситуацию. Злой волшебник похищает прекрасную принцессу и заточает её в своей крепости.
Появляется юный рыцарь, недавно оперившийся, которого подтолкнул на этот путь добрый волшебник (или другой рыцарь как вариант). У юного рыцаря есть верный друг, не всегда разделяющий его идеалы.
Принцессу спасают. Но какой рыцарский роман без турнира? Великолепный бой и даже не один. Все, как в любой сказке – хэппи-энд!
Или такая деталь, как воспитание детей знатных особ в одиночестве и неведении о своем происхождении. Так воспитывали героев - Эшенбах выдвигает такую версию в своем «Парсифале» о главном герое.
История неузнавания своих родственников разработана очень подробно. Скажем, не счесть вариаций, когда сын с отцом сходятся в поединке, не зная о своем родстве. Закладывание своей души злыдням за какие-либо блага – достаточно вспомнить доктора Фауста. А похож Палыч на Мефистофеля, ага.
Предметы – а хотя бы мечи! Почему мечу в мировом искусстве отведено особое место – легко объяснимо. Меч – оружие, достойное истинного воина. Меч, как правило, переходит по наследству. Или добывается чудесным образом (а сделать сабер – уже чудо). Всегда меч считался оружием справедливости, инструментом Божьего суда, необходимым атрибутом экипировки рыцарей.
Можно копаться бесконечно в этом вопросе, и каждый раз будешь находить удивительные вещи. Мне просмотр ЗВ каждый раз доставляет огромное удовольствие. Это как любимая книга зачитанная до дыр, любимая песня, заученная наизусть.
Но все же – почему людей так торкнуло и торкает до сих пор? Просто мы соскучились по сказкам, ведь их так мало в окружающей жизни. Эскапизм – штука, позволяющая нашим мозгам не заплесневеть, хоть ненадолго позволяющая почувствовать себя чем-то, к чему мы всегда стремимся и не всегда достигаем в реале.