Все-таки Эпизод III Звездных войн выходит раньше, чем третья часть космической трилогии Зорича. Конечно, невозможно сравнивать настолько разные как по формату, так и по кхм.. идее, вещи. Но можно сравнить нетерпение, с которым я ожидаю и то, и другое. И если заключительную(промежуточную) часть величайшей космической эпопеи можно будет увидеть в нашем Кинопалаце через считанные дни, то до выхода "Времени московского" ждать еще черт-те сколько. Говорят, летом...
Зато вышли, наконец, отменные "Топоры и Лотосы" в сборнике Ничего Святого. Если бы не стремление Зоричей щелкнуть по носу писателей американской патриотической космооперы, возможно и эта трилогия, несомненно знаковая - талант не спрячешь

, - была бы такой же великолепной, как ТиЛ.
О ней, собственно.
Война между Сверхчеловечеством и тойлангами - расой, превосходящей землян технологически, культурно и тупой физической силой. Несмотря на премерзкий внешний вид - тойланги в боевом облачении похожи на офицеров СС в масках крокодилов, - супостаты не вызывают у читателя ни отвращения, ни ненависти. Это фирменная черта Зоричей - у них можно встретить достаточно положительных героев, но Абсолютных Злодеев их вселенная произвести не в силах. Напротив, единственная вражина, с которой главный герой получает возможность познакомится поближе, оказывается симпатичной молодой особью - легкоранимой, мечтающей о карьере поэта.
Основная идея все же состоит не в хитромудростях стратегии или тактики ведения войны в условиях пространств Аль-Фараби, а может быть выражена цитатой из книги премудростей тойлангов "бесперая рыба не летает" или, в адаптации, "цивилизация мертва без культуры". По тойлангским законам, цивилизация землян обречена, ведь самое красивое творение рук человеческих, которое они видели - земной звездолет. Но душа цивилизации не умерла, она погружена в летаргический сон. Культурные ценности уже давно никто не производит, немногочисленные чудаки изучают то, что оставило человечество старое человечество без приставки "сверх".
Предполагаю, большинство читателей космических боевиков и не подозревают о существовании иллюстрации к Евангелию, которая спасла Землю от униичтожения. Но "Топоры и Лотосы" - не культурологический трактат, здесь есть и крепкий сюжет, и жесткий, циничный юмор, и предостаточно технологических "вкусностей". Причем все эти "гочи", привязанные к ДНК владельца, активанты-ифриты, ребра Аль-Фараби и новостные капсулы служат не только украшением повествования, а его основой; выбрось что-то - и ткань сюжета распадется.
Чудо.