Эльвинг, я не могу судить обо всех видах фехтования, поскольку занимаюсь только четырьмя
Но при этом все чаще думаю, что «тело привыкает и не может по-другому», когда с самого начала работают «без мозгов», в смысле – на простой махач. От этого крайне сложно избавиться.
Если исходить из возможности переучивания ролевика, то (как уже писали выше) оптимальным материалом для работы являются:
1. Лучники
2. Копейщики
3. «Самураи» (восточники)
И, конечно, ролевики в чистом виде. То есть те, которые занимаются именно РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ, а не драками «стенка на стенку» на ролевых играх. Такие товарищи, на мой взгляд, не требуют какого-то особого подхода, и с ними можно заниматься как с нормальными людьми. Но, опять же, к нам приходило за все время человек 15 таких – и супернизкая ОФП не позволяла им тренироваться (через 5 минут спецразминки уже язык набок, дрожание в ножках и проч.). Уходили после одного занятия и больше, как правило, не возвращались.
А что делать с классическими «мечниками» и щитниками?
Имхо, со щитниками работать проще, потому что без щита они работать мечом не умеют и, как правило, охотно это признают (не рассматриваю случаи маразматического блокирования ударов левым наручем вместо щита). Поэтому не составляет труда поставить им любую технику.
С мечниками сложнее. Сейчас (у нас в городе) сложилась такая ситуация, что ролевые «фехтовальщики» оценивают уровень бойца по количеству «хитов», снятых им с противника. Ни техника, ни тактика не учитываются. Такая система (все, что приводит к победе – хорошо) правильна для БИ, чьи традиции насчитывают хотя бы пару сотен лет и где уже выработалась оптимальная концепция ведения поединка. Но так как невозможно выработать стандартную технику при условии наличия огромного количества совершенно разного оружия, которое встречается на ролевках, по идее должны быть какие-то условности, скажем, по силе удара (проходящего), по зонам поражения и т.д. Везде все разное, и в результате – индивидуальное махание мечом у каждого «бойца». На мой взгляд, ролевое фехтование – никак не школа и не стиль. Это – термин для обозначения совокупности всех возможных ударов мечом и отсутствия блоков.
Это, так сказать, необходимо вступление. Исходя из вышеизложенных факторов, ясно, что поразить ролевика блистательной филигранной техникой вряд ли удастся. Поэтому я и предлагал сначала продемонстрировать вашу подготовленность как фехтовальщика, выиграть (желательно с нулевым счетом), а уже потом начинать учить. Это позволит в будущем затыкать ему рот при очередных криках о необходимости гарды и т.д.
Теперь конкретные действия.
1. Начать тренировки с ОЧЕНЬ легким оружием. Это затруднит использование уже, возможно, выработавшихся рефлексов махания тяжелым мечом. Кроме того, данное провокационное действие уже на раннем этапе покажет, стоит ли с эти человеком работать. Если начнутся вопли о ненужности, допустим, замахов над головой и активное сопротивление в теории обучения тренеру… обучение можно завершать.
Лирическое отступление. У нас на тренировке в воскресенье возникли разногласия между одним из учеников (иайдошником) и мной по поводу хвата меча при нанесении вертикального удара. Он – за классический хват (как у бокена), я настаивал на хвате «большие пальцы сверху на рукояти» (так как он значительно ограничивает жесткость удара – при попытках «дрыномашества» меч просто вылетит, и вообще предпочитаю контроль меча пальцами и более тонкое управление). Вопрос не был принципиальным, поэтому я разрешил делать удар в соответствии с его воззрениями, так как изящество идеальной формы при этом не страдало
2. Соглашусь с Эльвинг – много упражнений на контроль меча и отсутствие спаррингов хотя бы первые 3 месяца и после этого спарринги только в одном темпоритме в течение еще хотя бы года.
3. Абсолютно необходимо заставить подготовить хотя бы одну постановку. Это во многом изменяет само отношение к поединку.
4. Много специальных фехтовальных упражнений и ОФП. Это своего рода «проверка на вшивость» - стоит ли с этим человеком работать дальше. Очень обидно бывает, когда 2-3 года работаешь с человеком, а потом он уходит. А можно ведь было сначала спровоцировать все эти проблемы, «вывести их наружу» и не тратить в дальнейшем время и силы.
5. Параллельно «отдать» его на фехтование (шпагу, саблю, рапиру) или вообще на любое БИ. Изменяет отношения человека к занятиям и прививает культуру движения – то, чего действительно не хватает ролевикам.
Уф… Кажется, все. Если что еще вспомню – напишу.