Нарисовал Малтак Ди на доске круг и квадрат и соединил фигуры двумя линиями. Первому ученику он задал вопрос:
- Ниат, сколько существует разных путей от круга к квадрату?
- Два пути, джетах.
- Ступай, Ниат. Ты не сможешь учиться.
Обращаясь ко второму ученику, Малтак Ди спросил:
-Оура, сколько существует разных путей от круга к квадрату?
- Если по этим путям много раз пройти взад-вперед, то их наберется много.
- Можешь остаться, Оура: вероятно, ты сможешь учиться.
Обращаясь к третьему ученику, Малтак Ди спросил:
-Ирриса, сколько существует разных путей от круга к квадрату?
- Бесконечное количество, джетах.
- Ты должен остаться, Ириса: пожалуй, в один прекрасный день ты сам сможешь учить других.
Предание о Малтаке Ди, Кода Нишада, Талман.
Лита придумал для своих учеников игру.
Одному из учеников выпадал жребий начать игру: первый ход состоял в том, чтобы изобрести три первых правила игры. И игра и правила могли быть любыми.
Следующий игрок мог либо воспользоваться этими тремя правилами, либо изобрести новые. Правила и изменения в них становились известны только по ходу самой игры, их следовало вычислять по действиям изобретателей правил. Даже условия выигрыша менялись ежеминутно.
Успешнее всего действовал тот, кому удавалось в ожидании своего хода понять все правила, после чего изобрести правило или критерий выигрыша, перечеркивающие преимущества, полученные предыдущими игроками в результате их собственных изобретений.
К тому времени, когда Литее наставал черед ходить, игра превращалась в кошмарный клубок правил- как видимых по положению самой игры, так и, по большей части, невидимых. Лита выигрывал, говоря просто:
- Я выиграл.
Всегда находился ученик, возражавший:
- Вы не можете выиграть, джетах. Система существующих правил этого не позволяет.
- Прекрасно позволяет. Правило, изобретенное мною, гласит: «Когда наступает моя очередь ходить, я выигрываю».
- Но тоже самое мог сделать первый же игрок! Так мог бы поступить любой из нас!
- Мог бы, но первым это сделал я!